среда, 14 сентября 2016 г.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Общая схема и этапы.

Методика исследования представляет собой комплекс методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать сложные и многофункциональные объекты.
Применение целого ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры. 


Древнегреческое слово «метод» (μέθοδος) обозначает путь к достижению какой-либо цели. Поэтому в широком смысле слова под методом подразумевается совокупность рациональных действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой практической или теоретической цели.

Мы рассмотрим следующие этапы исследования:
1.     Наблюдение.
2.     Сравнение.
3.     Измерение.
4.     Анализ.
5.     Заключение.


Итак, приступим:
1.    Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи.

Можно выделить следующие этапы наблюдения:

- определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение); 
- выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать); 
- выбор способа наблюдения, наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать); 
- выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи); 
- обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).

2.    Сравнение - это установление различия между объектами материального мира или нахождение в них общего.
Изучая свойства и признаки явлений, исследователь не может познать их сразу, целиком, во всём объёме, а подходит к их изучению постепенно, раскрывая шаг за шагом всё новые и новые свойства. Изучив некоторые из свойств предмета, он может обнаружить, что они совпадают со свойствами другого уже хорошо изученного предмета. Установив такое сходство и найдя, что число совпадающих признаков достаточно большое, исследователь может сделать предположение о том, что и другие свойства этих предметов совпадают. Ход рассуждения такого рода составляет основу аналогии.
Аналогия (или сравнение) — это приём познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках.

3.    Измерение — это познавательная операция, в результате которой получается численное значение измеряемых величин. Оно дополняет качественные методы познания природных явлений точными количественными методами. В основе операции измерения лежит сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам, характеристикам, признакам.

4.    Анализ – метод познания при помощи расчленения или разложения предметов исследования на составные части.
Анализ — это приём мышления, который подразумевает разъединение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения.
Синтез — это приём мышления, который подразумевает соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.

5.   Заключение.
В процессе научного поиска исследователю часто приходится, опираясь на уже имеющиеся знания, делать заключения о неизвестном. Переходя от известного к неизвестному, исследователь может либо использовать знания об отдельных фактах, подходя при этом к открытию общих принципов, либо, наоборот, опираясь на общие принципы, делать заключения о частных явлениях. Подобный переход осуществляется с помощью таких логических операций, как индукция и дедукция.
Индукция — это способ рассуждения и метод исследования, в котором общий вывод строится на основе частных посылок.
Дедукция — это способ рассуждения, посредством которого из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера.

Следующий этап - обобщение – определение общего понятия, в котором находит отражение главное, основное, характеризующее объекты данного класса.
Ну и наконец, на основании всех исследований, делаем выводы.

 http://gtmarket.ru/concepts/6874#t1.1




Комментариев нет:

Отправить комментарий