Методика исследования представляет
собой комплекс методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей
достоверностью исследовать сложные и многофункциональные объекты.
Применение целого ряда методов
позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры.
Древнегреческое слово «метод» (μέθοδος) обозначает путь к достижению какой-либо цели. Поэтому
в широком смысле слова под методом подразумевается совокупность
рациональных действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую
задачу или достичь определённой практической или теоретической цели.
Мы
рассмотрим следующие этапы исследования:
1. Наблюдение.
2. Сравнение.
3. Измерение.
4. Анализ.
5. Заключение.
Итак, приступим:
1.
Наблюдение —
целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого
исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи.
Можно выделить
следующие этапы наблюдения:
- определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение);
- выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);
- выбор способа наблюдения, наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать);
- выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи);
- обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).
2.
Сравнение - это
установление различия между объектами материального мира или нахождение в них
общего.
Изучая
свойства и признаки явлений, исследователь не может познать
их сразу, целиком, во всём объёме, а подходит
к их изучению постепенно, раскрывая шаг за шагом всё новые
и новые свойства. Изучив некоторые из свойств предмета, он может
обнаружить, что они совпадают со свойствами другого уже хорошо
изученного предмета. Установив такое сходство и найдя, что число
совпадающих признаков достаточно большое, исследователь может сделать
предположение о том, что и другие свойства этих предметов совпадают.
Ход рассуждения такого рода составляет основу аналогии.
Аналогия (или сравнение) — это приём познания, при котором на основе
сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других
признаках.
3. Измерение — это познавательная операция, в результате которой
получается численное значение измеряемых величин. Оно дополняет качественные
методы познания природных явлений точными количественными методами.
В основе операции измерения лежит сравнение объектов по каким-либо
сходным свойствам, характеристикам, признакам.
4. Анализ – метод познания при помощи расчленения или разложения
предметов исследования на составные части.
Анализ
— это приём мышления, который подразумевает разъединение целостного предмета на
составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их
всестороннего изучения.
Синтез — это приём мышления, который подразумевает
соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений)
предмета в единое целое.
5.
Заключение.
В процессе научного поиска исследователю часто
приходится, опираясь на уже имеющиеся знания, делать заключения о неизвестном.
Переходя от известного к неизвестному, исследователь может либо использовать
знания об отдельных фактах, подходя при этом к открытию общих принципов, либо,
наоборот, опираясь на общие принципы, делать заключения о частных явлениях.
Подобный переход осуществляется с помощью таких логических операций, как
индукция и дедукция.
Индукция
— это способ рассуждения и метод исследования, в котором общий вывод строится
на основе частных посылок.
Дедукция — это способ рассуждения, посредством
которого из общих посылок с необходимостью следует заключение частного
характера.
Следующий этап - обобщение –
определение общего понятия, в котором находит отражение главное, основное,
характеризующее объекты данного класса.
Ну и наконец, на основании всех
исследований, делаем выводы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий